Преодолевая НЕТ в сетевом маркетинге: Как говорить с трудными людьми
Любому из нас приходилось объясняться с
раздражительным супругом, вспыльчивым боссом, несговорчивым продавцом,
хитрым покупателем или неуправляемым подростком. В стрессовом состоянии
даже милые, разумные люди превращаются подчас в желчных, несговорчивых
оппонентов. Разговор может идти впустую или вообще прерваться, отняв у
нас время, наградив нас бессонными ночами или язвой. Для подобных
ситуаций обычных навыков общения оказывается недостаточно. Что делать с человеком, который не желает Вас слушать? Или закатывает истерику, чтобы настоять на своем?
Как говорить с человеком, который дает заведомо ложную, дутую или
путаную информацию? Который внушает Вам, что полностью со всем согласен -
лишь для того, чтобы в последнюю минуту ввернуть какое-то очередное
требование? Который без конца волынит? Или попросту отказывается вести
переговоры?То, что Вам надо - это вовлечь такого человека в игру, то есть начать общение, в котором и осуществляется поиск решения. Начните выяснять его интересы: что его тревожит, в чем он нуждается, чего хочет. Далее - изучите варианты, которые удовлетворили бы Вас обоих. Ваша цель - достичь взаимоприемлемого решения при минимальных затратах времени, в дружеской атмосфере.
Но что, если подобные переговоры совершенно не интересуют Вашего оппонента? Вы хотите услышать "да", а он говорит "нет". Как же преодолеть "нет"?
Пять задач
Чтобы преодолеть "нет", надо понять, что стоит за этим ответом. Откуда у оппонента такое нежелание сотрудничать? Легче всего предположить, что твердокаменность, агрессивность или жуликоватость - это свойства натуры, и изменить поведение такого человека практически невозможно. Однако Вы можете повлиять на него, если сумеете разобраться во внутренних мотивах его поведения.
За нападками могут скрываться раздражение и враждебность. За жесткой позицией - страх и недоверие. Убежденный в своей правоте, оппонент может отказаться слушать. Представляя мир по принципу "не ты, так тебя", он, пожалуй, сочтет допустимыми любые грязные приемы - чтобы защититься или отомстить.
Далее. Оппонент может уходить в глухую оборону или бросаться в атаку вовсе не из сумасбродства, а просто потому, что по-другому не умеет. Он пользуется обычной тактикой, усвоенной еще в детстве, во время игр в песочнице. Ему кажется, что поступать иначе - значит поддаваться, а этого он не хочет.
Даже сознавая возможность переговоров в конструктивном духе, он может пренебречь ей, поскольку никакого проку для себя в этом не видит. Вы можете удовлетворить его интересы, но он все равно не сойдет с заявленной позиции, боясь потерять лицо. А если идею предложили Вы, с него станется отвергнуть ее единственно по этой причине.
Более того, если он воспринимает переговоры как игру на выигрыш или поражение, то будет со всей решимостью добиваться победы. Чувствуя свое превосходство в силе, он может просто не понимать, зачем ему ввязываться в какие-то переговоры. Путеводной звездой ему служит афоризм: "Мое - это мое. А вот что твое - об этом надо поговорить".
Будучи доведен до отчаяния строптивостью оппонента, Вы можете испытать желание нанести ответный удар. К сожалению, это лишь спровоцирует его на дальнейшие выходки. Или, наоборот, Вы решите сдать позицию, только бы от него отвязаться. Однако в этом случае Вы не только проиграете, но, вполне вероятно, подтолкнете его к новым требованиям. Проблема - не только поведение оппонента, но и Ваша собственная реакция, которая легко может усугубить его нежелательное поведение.
Чтобы пройти сквозь "нет", необходимо преодолеть следующие препятствия на пути к сотрудничеству: его негативные эмоции, его навыки общения, его скептицизм относительно преимуществ соглашения, его представления о собственной силе и Ваши реакции. Таким образом, перед Вами ПЯТЬ ЗАДАЧ, которые нужно решить.
Первый шаг к их решению - владение собой. Вместо того, чтобы давать волю эмоциям, необходимо восстановить душевное равновесие и не отвлекаться от поставленной цели. Итак, первое - Не реагировать.
Далее, следует помочь Вашему оппоненту восстановить его душевное равновесие. Вы должны рассеять его негативные эмоции - настороженность, страх, подозрительность и враждебность. Нужно преодолеть сопротивление и заставить человека слушать. Таким образом, второе - это Обезоружить оппонента.
Создав благоприятную атмосферу для переговоров, отвлеките оппонента от торга вокруг заявленных позиций и приступите к обсуждению способов удовлетворения интересов обеих сторон. Вам придется пробиваться сквозь каменные стены, отводить атаки и нейтрализовать уловки. Третье, что нужно сделать - это Сменить игру.
Как только Вам удалось наладить контакт с оппонентом, надо воспользоваться этим, чтобы преодолеть его скептицизм, включить в выработку взаимоприемлемого соглашения. Наведите мосты между его и Вашими интересами. Необходимо помочь ему сохранить лицо, сделать так, чтобы исход переговоров показался ему победой. Итак, четвертое - Пусть ему будет легко сказать "да".
При всем этом Ваш оппонент может по-прежнему рассчитывать на победу превосходящей силой. Соответственно необходимо пустить в ход более весомые аргументы, используя их для того, чтобы привести его к столу переговоров. Однако апеллировать к собственной силе следует таким образом, чтобы не превращать его во врага, вынужденного сопротивляться с еще большим рвением. Пятое - Пусть ему будет трудно сказать "нет".